21 октября 2024 года вступили в силу изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 22.07.2024 № 192-ФЗ. Уточнены сроки давности по отдельным составам административных правонарушений, в частности, по ст. 7.1 КоАП РФ («Самовольное занятие земельного участка»). Теперь давность привлечения к административной ответственности за самовольный захват земли составляет 1 год.
Стоит отметить, что ранее данный срок составлял 2 месяца, в течении которых должностным лицам контрольных органов было необходимо осуществить определенные процессуальные действия, включая надлежащее уведомление лица, привлекаемого к административной ответственности. Нередко лица, в отношении которых было возбуждено административное производство, пользуясь таким коротким сроком, искусственно затягивали процесс уведомления с целью избежать административного наказания в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
Также с 21 октября в КоАП РФ устранено дублирование полномочий органов полиции и контрольных (надзорных) органов.
Росреестр – собственникам:
защита прав на недвижимость в наших руках
Цифровые технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня возможно получить в режиме «онлайн» большинство государственных и муниципальных услуг. Росреестр развивает электронный формат взаимодействия с заявителями не первый год и постоянно оптимизирует процесс предоставления государственных услуг в электронном виде. В настоящее время «электронные» услуги Росреестра доступны к получению в сокращенные сроки независимо от местонахождения как заявителя, так и объекта недвижимости. Получение услуг Росреестра в электронном виде – это современно, удобно и быстро. Однако, насколько быстро в современном мире развиваются цифровые технологии и «электронные» возможности в сфере недвижимости, настолько же быстро возникают новые мошеннические схемы. Каким образом защитить свои права на недвижимость? Росреестр в рамках компетенции органа регистрации прав предлагает следующее решение. Во-первых, следует внести в Единый государственный реестр недвижимости адрес электронной почты. В случае попытки мошенников провести сделку с недвижимостью, собственник объекта недвижимости незамедлительно получит уведомление о поступлении в Росреестр таких документов и сможет оперативно предпринять необходимые меры. Во-вторых – внести в ЕГРН отметку о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия правообладателя объекта недвижимости. В случае, если с документами обратится лицо – не собственник объекта недвижимости – документы будут возвращены Росреестром без рассмотрения. Сведения об адресе электронной почты, о невозможности регистрации без личного участия правообладателя вносятся в ЕГРН на основании заявлений собственника объекта недвижимости либо его представителя. Заявления можно представить в любой удобный офис многофункционального центра. При обращении в МФЦ с собой нужно взять документ, удостоверяющий личность. Также доступен более простой способ подачи заявлений – через личный кабинет правообладателя на официальном сайте Росреестра. Весь процесс занимает несколько минут. Вход осуществляется через подтвержденную запись портала Функционал личного кабинета интуитивно понятен для пользователей. Для внесения сведений об адресе электронной почты после входа в личный кабинет необходимо пройти путь «Мои услуги и сервисы» – «Иное» – «Выберите Из полномочий должностных лиц органов внутренних дел (полиции) исключено составление правонарушениях, в частности, в области охраны собственности (статья 7.1 КоАП РФ).
О защите прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) предусмотрена защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Так в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о недвижимости орган опеки и попечительства направляет в орган регистрации прав сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членах семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без попечения родителей, в срок не более чем три рабочих дня со дня установления опеки или попечительства либо со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно об отсутствии попечения родителей. Органом регистрации в срок не более трех рабочих дней с момента поступления указанных сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия вносятся в Единый государственный недвижимости (далее – ЕГРН) (часть 4, статья 38 Закона о недвижимости). Распоряжение недвижимым имуществом несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей регистрируются только на основании актов государственных органов, органов местного самоуправления. Сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат нотариальному удостоверению (статья 54 Закона о недвижимости).
Неиспользование земельного участка для жилищного или иного строительства
Правообладатели земельных участков зачастую не обращают внимания на вид разрешенного использования участка, полагая, что это их собственность, и они, как владельцы могут совершать с ним любые действия, в том числе не возводить объекты капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства. Такая ситуация становится типичной, когда земельный участок выдан или приобретается не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. Однако, такое бездействие может повлечь нарушение требований земельного законодательства РФ. В случае отсутствия объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства, по истечении трех лет с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок лица, являющегося собственником такого земельного участка, является индикатором риска нарушения обязательных требований земельного законодательства. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об правонарушениях (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков. С 01.03.2025 Земельный кодекс РФ дополнен ст. 85.1 ЗК РФ «Освоение земельных участков из состава земель населенных пунктов и их использование». Данной нормой предусмотрено, что правообладатель земельного участка из состава земель населенных пунктов должен приступить к использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием со дня приобретения прав на него, а в случае, если требуется освоение этого земельного участка, не позднее 3-х лет с указанной даты, за исключением случая, предусматривающего наличие проекта рекультивации земель. При наличии проекта рекультивации земель срок освоения земельного участка устанавливается соответствующим проектом.
И.Н. Зубченко
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Как погасить запись об ипотеке в случае исполнения кредитныхобязательств?
В настоящее время на рынке недвижимости широко используется ипотечное кредитование. Доля сделок по приобретению квартир, жилых домов с привлечением ипотечного кредита является весьма значительной. Запись об ипотеке — важный юридический инструмент, обеспечивающий права кредитора на недвижимость, которая выступает залогом по кредиту. Но что происходит, когда кредит погашен, и как можно снять обременение? Основанием для погашения записи об ипотеке является полное исполнение заемщиком своих обязательств по кредитному договору. Как правило, это означает погашение кредита, начисленных процентов и других возможных платежей, предусмотренных договором. При этом, запись об ипотеке, внесенную в Единый государственный реестр недвижимости, следует погасить. В соответствии со статьей 25 Закона об ипотеке если иное не предусмотрено указанным федеральным законом, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав: В случае, если выдана закладная:
- совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной;
- заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной;
- заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;
В случае, если не выдана закладная:
- совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
- заявления залогодержателя.
Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки, поскольку после исполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, могут возникнуть ситуации, при которых отсутствует возможность подачи заявления (например, смерть продавца, уклонение стороны от подачи заявления и т.д). Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.
Как погасить в ЕГРН запись об аресте или запрете?
Объект недвижимости, на которой наложен арест или запрет на регистрационное действия, нельзя продать, заложить, сдать в аренду. Наличие арестов или запретов в отношении объектов недвижимого имущества, является основанием для приостановления государственной регистрации. Узнать свободен ли ваш объект от ограничений, можно заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Выписку можно получить в любом МФЦ или на портале Госуслуг. В выписке из ЕГРН содержаться сведения о дате наложения ареста или запрета, орган его наложивший, а также документ на основании которого проведена государственная регистрация ограничения. По вопросу снятия арестов или запрещений, наложенных судебными приставами- исполнителями, следует обращаться, в первую очередь к судебным приставам наложивших (арест) запрет. Поскольку именно они в случаи снятия запрета, обязаны самостоятельно направить постановление о снятии запрета в порядке межведомственного информационного взаимодействия или на бумажном носителе в установленном законе порядке. Следует учесть, что в случае поступления в отделы Росреестра постановлений судебных приставов от граждан, представленных ими через многофункциональный центр, либо самостоятельно, то документы представленные заявителями (даже заверенные копии, выданные им на руки судебным приставом) не могут являться основанием для внесения в ЕГРН данных сведений. Это значит, что снять такой запрет только лишь по заявлению собственника имущества В случае, если документы поступают не от уполномоченного органа, а от заинтересованного лица, необходимо проверить их на подлинность, в связи с чем направляется запрос в соответствующее подразделение ФССП, суд и т.д. Таким образом, до поступления соответствующего ответа на запрос действия по снятию или (наложению) запретов регистратором не осуществляется. В связи с этим разъясняем, что при поступлении в установленном законом порядке заверенной копии акта о снятии ареста( запрета) данные сведения вносятся в реестр недвижимости в трехдневный срок.
В каких случаях проводятся внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства?
Владельцы земельных участков достаточно часто сталкиваются с определенными вопросами и проблемами в области земельных отношений. Бывает и так, что некоторые граждане допускают нарушения в сфере земельного законодательства. В 2023 году постановлением Правительства РФ от 10.03.2023 № 372 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» внесен ряд важных изменений в деятельность контрольных (надзорных) органов. Так, до 2030 года в планы проведения плановых проверок включаются плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса. Таким образом, при осуществлении федерального государственного земельного (контроля) надзора продлен мораторий на проведение плановых проверок до 2030 года. При этом, стоит обратить внимание на изменения в части проведения внеплановых проверок соблюдения земельного законодательства, которые могут быть проведены при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе:
– при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
– при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
– при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
– при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Без согласования с органами прокуратуры внеплановые проверки проводятся, в том числе:
– по поручению Президента Российской Федерации;
– по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336;
– по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 № 336 и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации
–Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
– по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Внеплановая проверка может быть документарная, либо выездная. В случае выявления при проведении проверки соблюдения требований земельного законодательства нарушения, государственным инспектором в обязательном порядке выдается предписание об устранении нарушения с установлением конкретного срока его исполнения. «Анонимные обращения» или обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В связи с чем, обращения, поступившие в Росреестр требуют подтверждения личности заявителя.